Граждане США — головная боль для российских банков

FATCA — это закон о налогообложении, принятый в США, который обязывает иностранные финансовые организации — то есть банки — отчитываться перед налоговой службой США (IRS) о клиентах, являющихся американскими налогоплательщиками. Официальная цель принятия FATCA — не допустить уход от налогов американских граждан.

До 31 марта 2015 года российские финансовые институты должны были направить в Налоговую службу США отчетность по форме 8966

По законодательству США, все физические и юридические лица, имеющие гражданство или являющиеся резидентами этой страны, обязаны платить налог в казну США. Делать они это должны вне зависимости от места, где они проживают и получают доход от трудовой деятельности, ведут бизнес или владеют имуществом. Но такое положение дел многих граждан не устраивает, поэтому финансовую деятельность они стараются вести через банки, находящиеся за пределами своей страны.

До 31 марта 2015 года российские финансовые институты должны были направить в Налоговую службу США отчетность по форме 8966 в отношении финансовых счетов своих клиентов — резидентов США.

5 января 2015 года Налоговая служба США выпустила обновленную версию руководства (User Guide) в отношении порядка предоставления отчетности по FATCA c помощью использования электронной системы IDES (International Data Exchange Service).

12 января 2015 года начал работать сайт, с помощью которого финансовый институт может зарегистрироваться в электронной системе IDES и передать отчетность в Налоговую службу США.

Общеизвестно, что многие отечественные банки не заморачивались принятием требований Налоговой службы США, надеясь, что «и так пронесет». Как обсуждается в форуме, первый дедлайн (не считая получения глобального идентификационного номера финансового посредника GIIN) — идентификация новых счетов физических лиц — настал спустя 90 дней с момента открытия любого счета физического лица — гражданина США — после 30 июня 2014 года. К этому моменту теоретически должны были быть готовы все внутренние политики по идентификации в любом российском банке. «На практике, думаю, что ни у кого на тот момент не было», — пишет один из активных участников форума.

«Если ваш статус Direct Reporting Non-Financial Foreign Entity (NFFE), то сдается обязательно нулевая отчетность. При остальных статусах можно не подавать нулевую отчетность»

Поэтому в середине 2016 года форум пестрит такими постами — «Дорогие коллеги! Помогите! Нулевая отчетность по FATCA сдается? Мы все проспали, даже сертификатов нет никаких и ключей. Только регистрация!»

На этот вопрос приходили логичные ответы в духе «стрекоза и муравей» из басен Крылова — «ты все пела? Это дело…» или «Если ваш статус Direct Reporting Non-Financial Foreign Entity (NFFE), то сдается обязательно нулевая отчетность. При остальных статусах можно не подавать нулевую отчетность».

Кого назначить крайним?

В 2016 году сотрудник банка спрашивает на форуме — банк только регистрируется на IDES (системе, позволяющей передавать отчетность по FATCA) и на сайте ФНС. Кто должен быть ответственным сотрудником за направление отчетности в эти два органа? Один и тот же сотрудник или разные?

«Правильнее было бы подготовку данных проводить отделу информационной безопасности»

Ответ. Зависит от размеров организации. Формировать файл xml могут одни специалисты, готовить другие (подпись/шифр/архив), отправлять третьи. А может все это делать и один человек. В банке того человека, который отвечал на этот вопрос,  регистрация на порталах и выгрузка файла делается в департаменте корреспондентских счетов, подготовка и отправка — IT-департаментом. «Правильнее было бы подготовку данных проводить отделу информационной безопасности», — считает специалист.

Возник вопрос у IT-департамента банка о том, какую программу использовать для формирования xml файла для подачи его в IDES? «Ваши специалисты сами писали программу или покупали? Если покупали — то какую, так как сама форма отчетности 8966 — это файл формата pdf. Сама отчетность формируется уже в данной программе?

Ответ. Обычного банковского софта хватает. В идеале должен быть модуль у поставщика АБС этого банка. Либо программист внутри банка должен написать некую обработку, результатом которой будет указанный файл, соответствующий формату FATCA. XML-cхемы, описание полей, нулевой файл и прочее можно скачать на сайте . Если персонажей, попадающих «под отчёт» немного, то можно заполнить нулевой xml и руками, используя пример — и получится тестовый отчёт.

Вопрос. При изменении Ответственного лица в банке (RO), отвечающего за предоставление отчетности в IDES, необходимо ли уведомлять ФНС о изменении регистрационных данных? «Насколько понимаю, в случае изменений любых регистрационных данных м RO, GIIN, наименования банка — необходимо уведомить сначала российские надзорные органы, а после этого внести изменения уже на портале IRS.

Ответ. Если статус банка и GIIN не меняется, а он при смене ответственного лица не меняется — то уведомлять ФНС и органы в США не надо.

Вопросы посерьезнее. Когда клиенты граждане США все же у банка есть.Топикстартер пишет.

1. У нас в ходе общей проверки клиентской базы обнаружился клиент — физическое лицо с американским гражданством, у которого на дату 30.06.14 года остаток на счету превышал $ 50.000 (об остатках на счету физика свыше этой суммы банк обязан уведомлять контрольные органы США — прим Bankir.Ru), но в 15.08.15 года клиент закрыл все свои счета. Следует ли по нему отчитаться сейчас, если до этого не отправляли по нему отчет, или уже поздно?

2. Подскажите, удержания с 2017 года с клиентов с гражданством США делаются со стороны IRS или банков? Если самим банком, в котором находится счет — то когда и как? (Касательно этого вопроса на их сайте есть разногласия — пишет человек, задавший данный вопрос).

3. Если банк долгое время не может связаться с клиентом для получения информации о налоговом резиденстве США, то следует ли его включать в отчет на основе только US Indicia?

4. Уведомляет ли банк клиентов-отказников, что о них в налоговую США пойдет отчет?

Ответ.

1. Всё зависит от даты регистрации в IRS. В любом случае отчитываться в 2017 году за 2015 год немного поздновато.

2. Удержания с клиентов с гражданством США не предусмотрено FATCA (если мне не изменяет память). Удержание должно производится с платежей в адрес отказников и NonparticipatingFFI. Поскольку российское законодательство не позволяет этого делать российским банкам, то документы на удержание надо предоставлять вверх по цепочке банку-плательщику, а тот в свою очередь будет действовать в соответствии с заключенным с IRS соглашением.

Как Вы собираетесь уведомлять тех, с кем не можете связаться?

3. Если банк не может связаться с клиентом, то на основании внутренней процедуры такому клиенту присваивается статус «отказник». Отчетность по таким клиентам предусмотрена §1.1471-4(d)(6)(i)(B).

4. Отчетность по отказникам производится агрегированная и обезличенная. Зачем об этом знать клиенту? И потом, как Вы собираетесь уведомлять тех, с кем не можете связаться?

Из раздумий о непростых требованиях FATCA

В форуме попросили о помощи. Если по тексту инструкции идет отсылка на иностранные источники по отношению к США, то получается, что российские банки должны подавать информацию обо всех выплатах, за исключением выплат от источника США. Тогда смысл теряется, как в налоговой службе США будут применять эту информацию?

Получается, что сведения о российских источниках дохода не передаются

«Не думаю я, что они налог станут удерживать (если это вдруг станет возможным) с выплат по российским ценным бумагам только из-за того, что финансовый институт не получил GIIN».

А уж если на 1267 анализировать, то там тоже ссылка есть на иностранные организации и иностранные источники, но это уж явно иностранные в отношении РФ. Получается, что сведения о российских источниках дохода не передаются.

Топикстартер предполагает, что есть 3 финансовых института, не имеющих GIIN — «Ромашка», «Лютик» и «Василек». У «Ромашки» 4 счета с суммарным остатком на конец года в $ 1 млн., у «Лютик» 3 счета и $ 2 млн, а у «Василька» 2 счета и $ 3 млн.

У «Ромашки» были выплаты только от российских ценных бумаг, у «Лютика» выплаты и от российских, и от европейских, а у «Василька» — от российских и американских, по американским в сумме $ 2 тыс.

Исходя из такой картины, банк заполняет V часть формы 8966 следующим образом:

— тип организации, в отношении которой подается отчетность — NPFFI (не участвующая ФИ);

— количество счетов — 4+3+2=9;

— суммарные остатки — 1+2+3=6 млн. долл;

— количественно выражение полученного дохода — $ 2 тыс. (доход от европейских ценных бумаг не берется в расчет, так как FATCA — закон американский).

Верно ли трактуется информацию о заполнении отчета?

Почти два года в форуме на этот вопрос нет ответа. Видимо, каждый банк подает такие сведения в США «кто во что горазд».

Что считать американской ценной бумагой?

Вопрос. Подскажите, пожалуйста, что считать американской ценной бумагой (четкое определение) для каждого типа ценной бумаги:  акции, облигации, депозитарные расписки (вариант А — считать американской ЦБ по базовому активу (как трактует наш ЦБ РФ) или вариант Б — по депозитарию-эмитенту), пай, структурные ноты.

И все ли эти ценные бумаги учитываются по ФАТКА?
Для Nonparticipating FFI в каком случае необходимо ее включить в индивидуальную отчетность?

Ответ.

1. Для целей FATCA точное определение американской ценной бумаги вам не понадобится.

2. Рассматриваются любые ценные бумаги, учитываемые на кастодиальном счете клиента.

3. В отношении NPFFI персонифицированная отчетность не является обязательной, если есть локальные законодательные ограничения (например, на основании 173-ФЗ («О валютном регулировании и валютном контроле») банк не может представлять информацию без согласия владельца счета).

Оценить:



8



5

Без рубрики
.