Тем не менее я все-таки считаю, что банки будут именно банками, но действительно революционно поменяются. Клиент хочет получать удобство в обслуживании, продвинутые продукты, настроенные исключительно под него, оперативность доступа к средствам, в том числе заемным, скорость и точность в проведении расчетов, простоту процедур взаимодействия с банком. Раньше крупные банки не всегда были готовы это предоставить.
При огромном росте транзакций соотношение комиссионных к процентным доходам меняется несколько лет в сторону роста доли процентных
Теперь даже огромные и казавшиеся неповоротливыми, занимающие первые места по объемам деятельности банки, стали гораздо более гибкими, быстро адаптируются к новациями, так что конкурентная среда на рынке совсем иная. Средние и небольшие банки должны быть еще быстрее, еще гибче.
Как показывает статистика и мои наблюдения, российский банковский рынок в каких-то вопросах очень продвинулся, а где-то до сих пор в силу ряда причин архаичен. Что вызывает у меня удивление, например? При огромном росте транзакций, в том числе онлайн, при расширении перечня операций, особенно для физлиц, соотношение комиссионных к процентным доходам меняется несколько лет в сторону роста доли процентных. Как так? Во всем мире растет доля комиссионных, банки все больше уходят от модели кредитной организации, становятся главной «точкой входа» на финансовый рынок для клиентов, появилась даже модель маркетплейсов — это уже совсем новое качество банка. А у нас все более «традиционная» структура доходов.
Есть три составляющие: деловая активность, конкуренция, регулирование отрасли. Деловая активность остается на низком уровне, конкуренция среди банков за клиента лишь возрастает, что ведет к снижению тарифов. Ужесточение банковского регулирования и отзыв лицензий ведет к падению доверия к частному банковскому бизнесу. Как итог мы будем наблюдать значительный рост комиссионных доходов в банках топ-20, тогда как в секторе средних банков не исключено и дальнейшее падение данного показателя — и относительно, и абсолютно. Где искать резервы? Это прежде всего продажа смежных продуктов — страхования, пенсионных продуктов, юридических услуг, автопомощь на дорогах. Кредитное страхование сильно упало, по понятным причинам, и это тоже снизило величину комиссионных доходов. Но в будущем все равно будет рост.
Однако все перечисленное — не главное. Ключевой фактор роста — инновации. На подходе поколение, у которого нет привычки совершать визиты в офис банка. Они привыкли получать сервис, не отрываясь от своих компьютеров или мобильных устройств. Молодежь активно экспериментирует, в отличие от возрастных клиентов, они охотно пробуют новые финансовые сервисы, которые появляются на рынке.
Какими мы увидим банки в недалеком будущем? Прежде всего это будет торговая площадка
Те, кто сможет достаточно быстро интегрировать в онлайн свои продукты и услуги, совместив это с последними технологиями, те и будут получать дополнительный доход. Сокращение издержек — еще один стимул для банков, конкуренция и дальше будет расти. Только движение в онлайн реально спасет банки, особенно небольшие, но, тем не менее, это будут именно банки, даже финансовые супермаркеты скорее. Незаслуженно забыт этот термин.
Какими мы увидим банки в недалеком будущем? Прежде всего это будет торговая площадка, маркетплейс, где клиенты смогут выбирать разных поставщиков финансовых продуктов и услуг. При этом совершение самих транзакций будет побочным бизнесом, гораздо выгоднее станет торговать компетенциями, заниматься консалтингом, сопровождать сделки. Банк станет местом, где клиенты смогут реализовывать свои потребности, а не кредитным учреждением, узко предлагающим собственные продукты.
Опросы показывают, что потребители финансовых услуг давно готовы полностью перенести взаимодействие со своим банком в онлайн. И вопрос только в том, как быстро традиционные банки, известные своим консерватизмом, предоставят им такую возможность.
У банков остается главное преимущество — более высокий уровень доверия
Высокую конкуренцию в данном вопросе банкам составляют различные финтехкомпании. К их преимуществам следует отнести высокую скорость реализации, гибкость процессов, прозрачности решений, близость к пользователю и общение с ним с целью выявления его актуальных потребностей. Уже сейчас финтехкомпании в состоянии предоставлять традиционные банковские услуги, получение займов, денежные переводы, управление активами, с более низкой комиссией, а иногда и без нее.
Однако у банков остается главное преимущество — более высокий уровень доверия по сравнению с финансовыми сервисами, которые выглядят в глазах клиентов не очень основательными и надежными. Жесткое регулирование отрасли, государственные гарантии возврата средств — вот основные преимущества, которые оставляют банкам место для конкуренции с более технологичными финансовыми компаниями.
Один из возможных сценариев дальнейшего развития для банков, это различные виды коллаборации с финтехсервисами, где преимущества кредитных организаций (высокая надежность) и финтехкомпаний (мобильность и гибкость услуг) органично дополняли ли бы друг друга, что приведет к повышению доверия и лояльности клиентов.
Новое поколение клиентов требует качественно более высокого уровня технологичности и удобства сервисов, и те банки, которые не будут следовать этим принципам, могут не выдержать конкуренции и исчезнут с рынка.
Оценить:
10
6
Без рубрики