Корпоративное кредитование: начало выхода из стагнации?

Стабилизация экономической ситуации привела к тому, что банки стали «размораживать» кредитование и наращивать портфель. Прирост пока неоднородный: по данным ЦБ, за первое полугодие 2017 года совокупный розничный портфель вырос почти на 4% (а некоторые розничные сегменты выросли еще сильнее), а кредиты организациям – менее, чем на 1% (такие подсчеты содержатся в информационно-аналитическом материале ЦБ «Финансовое обозрение» за 2 квартал 2017 года).

Хотя месячная динамика по корпоративному портфелю не внушает сильного оптимизма: в июне корпоративный портфель вырос всего на 0,04%, результат и в 1% прироста для корпоративного портфеля – это прогресс по сравнению с его сжатием в 2016 году. Прогноз ЦБ по динамике на 2017 год +3-5%. По оценкам НРА, по итогам года ссуды предприятиям могут составить рекордную величину в истории развития рынка – до 39 трлн рублей, темпы прироста до 10%.

Уже в начале 2017 года корпоративное кредитование практически вернулось к докризисным показателям. Прирост корпоративного портфеля (компаниям и ИП) в 1 квартале 2017 года составил 8,1%, или 8,1 трлн рублей, что всего на 400 млрд рублей меньше, чем в 1 квартале 2014 года, а этот период был наиболее динамичным для корпоративного рынка за предшествующие 5 лет. На 1 июня 2017 года, по данным ЦБ, объем кредитов компаниям нефинансового сектора составил 29,6 трлн рублей.

Львиная доля корпоративного сегмента приходится на банки с госучастием, они продолжают активно кредитовать компании

Львиная доля корпоративного сегмента приходится на банки с госучастием, они продолжают активно кредитовать компании. По данным исследования «БизнесДрома» «Банковский сектор: нерезиденты отступают», доля портфеля кредитов организациям, приходящаяся на 15 крупнейших госбанков, увеличилась за 8 лет на 17,4 п.п. до 71,7%. Кроме того, концентрация госбанков выросла и по другим показателям, например, доля этих кредитных организаций в розничном портфеле увеличилась в 1,5 раза – на начало 2017 года до 65,7%.

Еще одна тенденция – стабилизация доли валютных кредитов в корпоративном портфеле. Так, за первый квартал текущего года этот показатель вырос всего на 0,4 п.п. и вернулся примерно к уровню 2012 года: за первый квартал 2017 года доля валютных ссуд составила 9,6%, а в 2012 году – 9%. Отмечу, что курс доллара за указанный период вырос почти в 2 раза, а евро – в 1,5.

Уровень проблемных долгов в корпоративном секторе стабилен в последние три года и составляет около 7% (точно — 7,2%портфеля по итогам 1 квартала 2017 года). Наиболее высокие показатели по просрочке, превышающие среднерыночные, по оценкам НРА, в девелопменте (23% портфеля), торговле (12,5%), аграрном секторе (9,9%). В строительной отрасли вообще с просрочкой ситуация близкая к критической, показатель проблемных кредитов за 2 года вырос на 11 п.п. (по итогам первого квартала 2015 года просрочка составляла всего 11,5%). А наиболее устойчивыми являются сегменты производства и распределения электроэнергии, газа и воды (всего 1,9% просрочки) и добычи полезных ископаемых (2,6% просрочки). По нашим оценкам, при дальнейшей стабилизации экономической ситуации доля корпоративной просрочки будет и далее снижаться, что, в свою очередь, является стимулом для стабильного будущего роста и улучшения условий по кредитам (ценовых и неценовых параметров).

Сжатие корпоративного портфеля в предыдущие годы «очистило» рынок

Сжатие корпоративного портфеля в предыдущие годы, можно сказать, «очистило» рынок. С одной стороны, деньги банков не шли в экономику через кредитование. С другой стороны, со стороны крупных компаний также снизились аппетиты к заемным ресурсам, несмотря на постепенное улучшение кредитных ставок. Компании стали лучше управлять своими бизнес-портфелями, осторожнее разворачивать инвестиционные проекты, вести бизнес в целом эффективнее – и с точки зрения оптимизации расходов, и с точки зрения финансового результата. Поэтому аккуратное отношение к кредитам было логичным.

Подобная осторожная политика участников рынка, при которой заемные средства привлекаются преимущественно под экстранадежные направления деятельности и проекты, а банки, в свою очередь, кредитуют очень выборочно, способствовала стабилизации кредитных рисков банков и долговой нагрузки реального сектора. В будущем это может создать благоприятную базу для органического роста корпоративного кредитования, когда экономика окончательно войдет в стадию стабильного развития и будет больше стимулов и предпосылок для реализации инвестиционных проектов. Сейчас рынок корпоративного кредитования, можно сказать, готовится к стадии более активной динамики. Однако все эти оптимистичные планы могут разрушиться дестабилизацией какого-то из макропараметров: валютных курсов, например.

Накопились предпосылки для перехода от стагнации к росту; причем бенефициары роста – это группа крупнейших банков

По оценкам НРА, в 2017 году корпоративное кредитование может поставить рекорд: прирост выдач корпоративных кредитов может составить до 10%, а их объем — около 39 трлн рублей. Позитивные факторы, влияющие на этот тренд, — восстановление экономического роста и спроса на заемное финансирование со стороны компаний, в том числе, из отраслей, ориентированных на импортозамещение, а также улучшение ставок по кредитам. По данным ЦБ, стоимость краткосрочных кредитов организациям за первые пять месяцев года снизилась на 1,1 п.п. Все это не означает, что корпоративное кредитование вышло из кризиса – как и вся экономика. Накопились предпосылки для перехода от стагнации к росту; причем бенефициары роста – это группа крупнейших банков, прежде всего, с госучастием и нескольких крупных частных групп. Сегмент кредитования среднего и малого бизнеса будет расти с отставанием от крупного, а значит и концентрация портфеля на крупнейших заемщиках и группах тоже может вырасти. 

Оценить:



3



1

Без рубрики
.