Что случилось?
13 февраля 2018 года Сеть по предотвращению финансовых преступлений FinCEN (подразделение Минфина США) заявила, что подозревает латвийский ABLV Bank в отмывании денег. Речь идет о связях банка с оружейной программой Северной Кореи, о незаконных денежных операциях с Россией, Украиной и Азербайджаном и о подкупе чиновников. FinCEN предложила заблокировать долларовые корреспондентские счета банка. В течение следующей недели из банка было выведено 600 млн евро, и латвийской Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК) пришлось «заморозить» счета и вклады клиентов.
16 февраля сотрудники латвийского Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией задержали главу Банка Латвии Илмара Римшевича. Его обвиняют в вымогательстве и получении взятки в 100 тыс. евро. Из-за того, что глава центробанка отстранен от должности, Латвия потеряла право голосовать в совете Европейского центрального банка (ЕЦБ).
24 февраля ЕЦБ сообщил о вероятной ликвидации ABLV Bank и его дочернего предприятия ABLV Bank Luxembourg в соответствии с законами Латвии и Люксембурга.
26 февраля акционеры ABLV Bank на внеочередном заседании приняли решение о самоликвидации банка.
Для страны, продвигающей себя как финансовый центр, подобный скандал — реальная угроза будущего благополучия.
Как скандал с ABLV Bank связан с задержанием главы Банка Латвии?
Задержание Римшевича никак не связано в обвинениями в адрес банка ABLV. Зато в этой истории всплывает другой банк — Norvik Banka: российский предприниматель британского подданства Григорий Гусельников, владелец контрольного пакета акций банка, обвинил Римшевича в вымогательстве взятки
В релизе Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией особо отмечено, что задержание Римшевича никак не связано в обвинениями в адрес банка ABLV. Зато в этой истории всплывает другой банк — Norvik Banka: российский предприниматель британского подданства Григорий Гусельников, владелец контрольного пакета акций банка, обвинил Римшевича в вымогательстве взятки.
Гусельников в интервью Associated Press рассказал, что с 2015 года Римшевич через посредников требовал у него взятки в размере 100 тыс. евро в месяц, обещая в противном случае «вытеснить с рынка». По версии Гусельникова, Римшевич пообещал, что может оказать протекцию Norvik Banka, так как Комиссия по рынку финансов и капитала, которая занимается надзором за банковским сектором, — лояльное ему учреждение.
Что представляет собой ABLV Bank?
Это третий по величине банк в стране после шведских Swedbank и SEB Banka. Его активы на конец 2017 года составляют 3,69 млрд евро. Банк принадлежит самым богатым людям Латвии Олегу Филю и Эрнесту Бернису.
Показательно, что 80% национального рынка занимают семь банков, из которых четыре — скандинавские. Помимо двух названных выше, это также шведский Nordea Bank и норвежский DNB. Таким образом, ABLV Bank был крупнейшим собственно латвийским банком.
При этом основные его клиенты находились за пределами страны. 83,9% вкладов банка составляли вклады жителей стран СНГ (данные на 30 июня 2017 года). В совокупности объем активов нерезидентов в кредитной организации составлял чуть меньше половины бюджета Латвии. По неофициальным данным, на ABLV приходилось треть объема финансовых услуг нерезидентам, которые оказывали латвийские банки.
90% клиентов ABLV были высокорисковыми даже по собственным стандартам банка
По данным FinCEN, 90% клиентов ABLV были высокорисковыми даже по собственным стандартам банка.
Так банк ABLV действительно был «прачечной»?
В банке выдвинутые обвинения назвали «вопиющей клеветой». Но есть все основания предполагать, что эта реакция преувеличена. По крайней мере, банк не в первый раз подозревается в отмывании денег.
В мае 2016 года КРФК обнаружила, что банк в предыдущие годы не обеспечивал адекватную проверку и документирование экономической сути и правовой цели отдельных сделок клиентов. Начатому делу не был дан ход: КРФК и ABLV Bank заключили мировое соглашение, согласно которому банк обязался выплатить рекордный штраф в 3,17 млн евро.
По словам советника министра финансов Юрия Спиридонова, это был лишь первый из нескольких сигналов, который получил банк за последнее время, о том, что он недостаточно противодействует легализации незаконно полученных средств.
Кроме того, надо понимать, что представляет собой банковская система Латвии. Нет ничего удивительного, что один из ключевых банков страны был органичной частью этой системы.
Неужели «отмывом» денег занимается вся банковская система Латвии?
Банки Латвии действительно специализируются на обслуживании нерезидентов. Вклады нерезидентов составляют половину банковского капитала страны.
Так повелось еще с 1990-х годов, когда Латвия превратилась, по сути, в Швейцарию постсоветского пространства: здесь было создано самое либеральное банковское законодательство. Через Латвию проходили торговые сделки бизнесменов из СНГ, здесь же многие предпочитают хранить сбережения. Жизнь показала, что не все из них нажиты праведным трудом.
В 2005 году США впервые указали Латвии на недопустимость «отмывания денег», после чего банковское законодательство ужесточилось, но, видимо, недостаточно. Спустя десять лет, в 2015 году, замминистра финансов США Дэниел Глассер заявил, что через Латвию проходит 1% всех долларовых сделок мира.
В конце 2016 года Госполиция Латвии конфисковала 50 млн евро подозрительных денег, которые были выведены с Украины. Летом 2017 года, расследуя уголовное дело в отношении Гульнары Каримовой, дочери первого президента Узбекистана, Генпрокуратура Узбекистана обнаружила ее активы в 12 странах, в том числе и в Латвии. В том же сообщении FinCEN говорится, что из Молдавии через латвийские банки было вывезено около 9 млрд евро.
Латвия стала воротами, через которые сомнительные деньги попадали в Евросоюз. При этом очевидно, что Латвия — лишь винтик в глобальной схеме «отмыва» денег
По сути, Латвия стала воротами, через которые сомнительные деньги попадали в Евросоюз. При этом очевидно, что Латвия — лишь винтик в глобальной схеме «отмыва» денег. Газета The Guardian пишет, что во «всемирной прачечной» (The Global Laundromat) было задействовано и 17 крупных британских банков (среди которых — HSBC, The Royal Bank of Scotland, Lloyds, Barclays), а также американские Citibank и Bank of America. Как минимум 20 млрд долларов было незаконно вывезено из России в период с 2010 по 2014 год, реальная же цифра может достигать 80 млрд долларов, пишет газета, ссылаясь на документы, которые оказались в ее распоряжении.
Какие еще латвийские банки попадались на легализации подозрительных капиталов?
В 2016 году в рамках кампании против отмывания денег были закрыты Trasta Komercbanka и Latvijas Krājbanka. В конце 2015 года PrivatBank (латвийская «дочка» украинского ПриватБанка) был оштрафован на 2 млн евро, а в марте 2016 года Baltic International Bank — на 1,1 млн евро.
В участии в «глобальной прачечной» подозреваются и некоторые скандинавские банки, работающие на территории Латвии.
Чем опасны крах ABLV Bank и скандал с Римшевичем для Латвии?
Власти Латвии сделали ставку на банковский сектор, и случившийся скандал, не первый, но самый сильный, рискует поставить крест на будущем Латвии как финансового центра.
Согласно КРФК, вклады нерезидентов в банках Латвии достигают 13 млрд долларов, а их обслуживание приносит стране от 0,8% до 1,5% ВВП. Если же применить мультипликатор Eurostat, то вклад нерезидентов в ВВП составлял 2,4%. Депозиты нерезидентов составляют около 30% обязательств латвийской банковской системы, сообщает Moody’s. Теперь страна может лишиться этих денег.
Ликвидация ABLV Bank может стоить 0,8% ВВП, сказал бывший министр экономики республики Вячеслав Домбровский. С учетом мультипликатора Eurostat ликвидация ABLV приведет к потере 2 280 рабочих мест. Но это лишь верхушка айсберга.
Латвия готовится вступить в ОЭСР, но эксперты организации говорят, что в стране не могут обеспечить гарантии прозрачности денег. Пока нет доказательств, что глава ЦБ Латвии причастен к «прачечной», хотя очевидно, что операции такого масштаба, в котором обвиняют один лишь ABLV Bank, невозможно было провести без ведома ЦБ. Никогда ранее глава центробанка в Евросоюзе не оказывался замешанным в подобном скандале.
Крах ABLV Bank может привести к исчезновению в стране банков с местным капиталом. Во второй половине февраля начался массовый исход из латвийских банков российских, украинских и белорусских денег на счета в банки Кипра. Сбережения латвийского среднего класса перетекут в скандинавские банки, которые продолжат кредитовать средний бизнес. Необходимость в собственно латвийских банках отпадает.
Оценить:
19
4
Без рубрики