Тяжелая наследственность: после смерти владельцев компании не платят по долгам

Ключевым вопросом является выживание бизнеса в такой стрессовой ситуации

По закону смерть владельца компании не прекращает ни долга компании, ни залога или поручительства ее бенефициара. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. При этом банк заинтересован не в получении залога, а в обслуживании и погашении кредита. Поэтому ключевым вопросом является выживание бизнеса в такой стрессовой ситуации. Особенно это касается сегмента малого и среднего бизнеса.

Разберемся с основными проблемами, с которыми могут столкнуться наследники и кредиторы.

Основные типы малого и среднего бизнеса

Что такое российский малый или средний бизнес, кредитующийся в банке? Как он устроен с точки зрения корпоративного управления? Как правило, вариантов два:

  • Бизнес управляющего владельца. Характеристика: все ключевые решения, а зачастую и вообще все решения принимаются собственником.
  • Партнерский бизнес. Характеристика: сферы ответственности распределены между партнерами, должности и размеры долей далеко не всегда соответствуют реальному распределению ролей.

В обоих случаях наемные менеджеры не играют самостоятельной роли, по сути, выполняя с той или иной степенью самостоятельности указания владельца. Отсутствует также какая-либо система корпоративного управления. Члены семьи, как правило, не принимают участия в управлении компанией.

Соответственно, эти разные типы владения и управления компанией подвержены разным рискам.

Если в бизнесе только один бенефициар

При кредитовании такого вида бизнеса кредит, как правило, оформляется на компанию под поручительство бенефициара. Возможен залог имущества компании или бенефициара. Для этой схемы смерть управляющего владельца всегда внезапна и может привести к печальным для банка-кредитора последствиям. Как показывает практика, наследники не всегда обладают необходимыми компетенциями, чтобы держать бизнес на плаву. Кроме того, часто в компании может начаться разрушительная для бизнеса борьба за наследство между родственниками и наемным менеджментом.

Результат – банкротство строительной компании и фактическая ликвидация бизнеса

В 2012 году мы зашли в проект по истребованию дебиторской задолженности на стороне подрядчика, строившего сахарные склады для федеральной агропромышленной компании. Первопричиной строительного спора стала серьезная болезнь владельца строительного бизнеса. За полгода лечения и реабилитации собственника проект был пущен на самотек. Ни наемные линейные менеджеры, ни работавший в бизнесе сын владельца не справились с подрядом, стройка была завершена некачественно и со значительным отставанием от графика. За 2 года судов нам удалось взыскать часть денег и избежать выплаты неустойки, но точка невозврата была уже пройдена. Результат – банкротство строительной компании и фактическая ликвидация бизнеса, который владелец растил более десяти лет.

С аналогичной ситуацией мы столкнулись в этом году. Успешная производственная компания фактически остановилась в результате болезни ее хозяйки. Те же полгода простоя — и тот же результат: банк-кредитор возбудил дело банкротстве, заложенное оборудование будет продано с торгов.

Смерть управляющего владельца создает два ключевые проблемы: отсутствие лица, уполномоченного принимать решения (как в юридическом, так и управленческом плане) и существующий порядок получения наследства, который устанавливает срок на эту процедуру в 6 месяцев.

При хорошем раскладе в компании остается лицо, уполномоченное доверенностью, и доступ к банковским счетам посредством банк-клиента. Но даже если дело обстоит именно так, в отношении компании возникает неопределенность: поставщики могут прекратить отгружать товары, покупатели — оплачивать поставки авансом. А наемные менеджеры могут начать заниматься поиском другой работы.

Это в целом решаемые проблемы, однако лишь при наличии лица, которое возьмет на себя бремя лидера и ответственность принимать решения. А также убедит контрагентов в контроле за ситуацией и наличии адекватного плана действий.

При плохом раскладе в компании не остается лица с правом подписи и технической возможности осуществлять платежи

При плохом раскладе в компании не остается лица с правом подписи и технической возможности осуществлять платежи. Деятельность компании полностью парализуется: существующий порядок не предоставляет наследникам прав получить наследство и приступить к управлению компанией ранее 6 месяцев с момента смерти владельца бизнеса.

Гражданский кодекс предоставляет нотариусу возможность назначить доверительного управляющего, который сможет управлять долями в уставном капитале или акциями до оформления их на наследников. Однако для этого кто-то из наследников должен обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, нотариус — открыть наследственное дело, все наследники — договориться о кандидатуре управляющего. После этого нотариус должен  заключить с управляющим договор, внести сведения о нем в ЕГРЮЛ (для ООО) или реестр акционеров (для АО). После чего управляющий сможет назначить нового директора, сведения о котором также должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

То есть, если собственник бизнеса не озаботился наследственным планированием, на протяжении 6 месяцев компания фактически останется без управления.

Исходя из нашей практики можно говорить о том, что наследственное планирование позволяет создать инструменты для решения перечисленных проблем как для владельца бизнеса, желающего его сохранения и передачи по наследству, так и для кредитующего такой бизнес банка.

Для обеспечения оперативности назначения нового директора в экстренной ситуации мы обычно рекомендуем создать в компании совет директоров (пусть даже номинальный) и передать ему полномочия избрания единоличного исполнительного органа. Это позволит сократить процедуру до разумного срока в две недели, включая внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Это позволит не ждать согласования воли всех наследников

Срок для восстановления возможности принимать решения участника/акционера (например, об одобрении изменений в кредитные и обеспечительные договоры) можно сократить, если владелец бизнеса оставил завещание, в котором назначил исполнителя завещания и определил кандидатуру доверительного управляющего. Это позволит не ждать согласования воли всех наследников. Учредителем доверительного управления выступит исполнитель завещания. Более того, с 1 сентября 2018 года доверительным управляющим будет являться сам исполнитель завещания, что еще более ускорит процедуру.

Сложнее решить не юридические, а управленческие проблемы. Задачей тут является снижение риска на управляющего владельца. А методом – создание системы корпоративного управления или, в более простом варианте – воспитание преемника. То есть, как минимум, необходим операционный план действий менеджмента, позволяющих сохранить бизнес в случае длительного отсутствия владельца.

Если в бизнесе несколько совладельцев

Казалось бы, эта ситуация легче, ведь участвующие в бизнесе партнеры заинтересованы в его сохранении и, с большой вероятностью, успокоят поставщиков, покупателей, банки и работников. Однако сохранение бизнеса — не гарантия сохранения компании-заемщика. Смерть одного из партнеров – большой соблазн для остальных так или иначе перераспределить долю умершего в свою пользу, в том числе перевести бизнес во вновь открытую компанию, оставив долги на старой. Особенно если поручителем и залогодателем по кредиту был только умерший управляющий партнер. Эта достаточно распространенная в России система. В СМИ регулярно можно увидеть сообщения о нелегкой доле наследников некогда успешных бизнесменов.

Общего решения тут не существует, остается решать проблемы индивидуально, по возможности выступая посредником между сторонами конфликта

Как снизить этот риск кредитующему банку? Очевидно, включение в контур кредитной сделки имущества всех бенефициаров снизит их мотивацию не исполнять обязательства перед банком, но вероятность корпоративных споров с наследниками останется высокой. Общего решения тут не существует, остается решать проблемы индивидуально, по возможности выступая посредником между сторонами конфликта.

По последствиям к случаю с конфликтом «наследники – партнеры» близка ситуация «наемный менеджмент против всех», когда, пользуясь неопределенностью и отсутствием контроля, работники используют ее для личного обогащения. Ответом для владельца тут также может быть построение системы корпоративного управления. Банку же остается включить режим усиленного контроля за заемщиком в случае смерти управляющего владельца или партнера (или внезапного длительного его отсутствия по иным причинам).

Как предупредить риски

В этой ситуации банкам следует уделять внимание повышению грамотности своих клиентов в вопросах корпоративного управления и наследственного планирования. Очевидно, что если вводить строгие риск-правила,  это сделает кредитный продукт неконкурентоспособным. Однако каждый бизнесмен рано или поздно задумывается о том, что будет с его имуществом после смерти. В этой ситуации просветительская деятельность может предупредить потенциальные риски и помочь сохранить предпринимателям их бизнес в случае непредвиденных обстоятельств. 

Оценить:



10



4

Без рубрики
.