Жизнь, полная открытий: 10 фактов о Вадиме Беляеве

Химия, акустика, музыка и математика

Вадим Беляев – коренной москвич, родился в столице в 1966 году. Его отец- известный ученый, доктор химических наук Станислав Александрович Вольфсон, автор ряда учебников для высшей школы.

По первому образованию Беляев акустик – закончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Сам он любит об этом вспоминать с иронией, указывая, что акустика все же близка к музыке и математике. При этом Беляев не скрывал, что не проработал по специальности ни дня – образование позволило ему сразу переквалифицироваться в программиста. О том, как из программистов его занесло в финансы,  не может объяснить даже сам Беляев. Известно только, что теоретическую базу в сфере финансового делопроизводства Беляев получил в Академии при правительстве РФ, защитив в 1995 году диплом по специальности «Банковское и страховое дело».

«Мог ли я приватизировать Московский НПЗ? Наверное, мог»

Скупал ваучеры и ездил в метро с сумками, полными чеками и огромными суммами денег

С инвестициями и рынком ценных бумаг Вадим Беляев, как и многие его ровесники, столкнулся в начале 1990-х годов, когда шла ваучерная приватизация. Он всегда в различных интервью вспоминает о своей работе в компании «Объединенный фонд ценных бумаг»: как принимал заказы на покупку пакетов акций столичных предприятий, искал клиентов, скупал ваучеры и ездил в метро с сумками, полными чеками и огромными суммами денег.

Впервые своими глазами он увидел, как на перепродаже акций можно быстро заработать большие деньги, когда собирал ваучеры для участия итальянской компании Italtel в аукционе по приобретению 2% «Ростелекома». Приобретенный пакет был очень выгодно продан итальянцами инвестиционному банку CSFB, московское представительство которого возглавлял небезызвестный Борис Йордан.

Очевидно, тогда программист Беляев и трансформировался в финансиста. Вадим пошел учиться в академию, продолжая при этом заниматься скупкой ваучеров и участием в приватизационных торгах. Он вспоминает, что однажды на него даже было совершено покушение: пуля разбила окно в его автомобиле. Предполагает, что оно было связано с приватизацией Московского НПЗ. «Мог ли я приватизировать Московский НПЗ? Наверное, мог, но в мыслях тогда этого не было, я не боялся, просто до конца не понимал, как работает этот бизнес», — цитировал Беляева «Форбс».

На память о тех временах у Беляева остался ваучер с подписью Чубайса, купленный через много лет за 8 тыс. долларов на аукционе, организованном партий «Союз правых сил».

От «Вольного экономического общества» — к «Открытию»

Получив диплом финансиста в 1995 году, Вадим Беляев основал компанию с самоуверенным названием «Вольное экономическое общество» («ВЭО-Инвест»). Компания занималась все тем же – скупкой акций предприятий, полученных работниками в ходе чековой приватизации, для их дальнейшей перепродажи крупным банкам и иностранным инвесторам. Бизнес шел хорошо: так, при участии в приватизации нескольких региональных компаний связи, впоследствии собранных в холдинг «Связьинвест», были заработаны очень хорошие по тем временам деньги – 5 миллионов долларов. Также «ВЭО-Инвест» консультировала эмитентов – в те времена сотрудники приватизируемых компаний очень плохо представляли себе рынок ценных бумаг.

Кризис 1998 года компания Беляева смогла пережить, так как у нее не было собственных крупных позиций

Кризис 1998 года компания Беляева смогла пережить, так как у нее не было собственных крупных позиций. Через пару лет рынок начал оживать, к торговле акциями приобщились первые частные инвесторы. Тогда Беляев решил строить розничный бизнес по образу и подобию компании Charles Schwab — крупнейшего американского брокера. Там он, кстати, стажировался три месяца.

В 2001 году «ВЭО-Инвест» купила брокерскую компанию «Открытие», специализирующуюся на интернет-трейдинге. Примечательно, что эта компания по активам была значительно крупнее своего покупателя. В итоге поглощения на свет появился «Брокерский дом Открытие».

От «Открытия» к закрытию

В 2004 году партнером Вадима Беляева стал Борис Минц, известный не только своими связями в политике, но и бизнес-успехами в сфере недвижимости. Компания Минца «Недвижимость-Капитал» стала частью совместной с Беляевым инвестиционной группы, превратившейся в финансовую корпорацию.

В сентябре 2006 года Беляев и Минц купили небольшой банк «Щит» и переименовали его в «Открытие». На основе банка партнеры хотели развивать бизнес по работе с долговыми инструментами. Вскоре банк начал активно сотрудничать с РАО ЕЭС, которое тогда возглавлял  Анатолий Чубайс. В 2008 году РАО ЕЭС было ликвидировано в рамках реформы электроэнергетики.

С кризисной осени 2008 года «Открытие» стало активным санатором пошатнувшихся банков. Первым был «Русский банк развития» (РБР) — АСВ выдало «Открытию» кредит на 8 млрд рублей и выкупило проблемные активы РБР на 18 млрд рублей. Опыт оказался удачным, и агентство привлекло «Открытие» к следующим санациям. Затем  были санации банка ВЕФК и Свердловского губернского банка, приобретение и поглощение Номос-банка.

Самой масштабной в истории «Открытия» и одной из самых масштабных в истории всей российской финансовой системы стала санация банка «Траст» в 2014 году

Самой масштабной в истории «Открытия» и одной из самых масштабных в истории всей российской финансовой системы стала санация банка «Траст» в 2014 году. На нее было потрачено в восемь раз больше денег, чем заявлялось в исходном плане спасения банка — 127 миллиардов рублей. Из них 99 миллиардов получил сам «Траст», ставший частью холдинга «Открытие», а еще 28 миллиардов АСВ выдало компании Беляева под 6% годовых на поддержание ликвидности санируемого банка. Однако этого «Открытию» оказалось мало. В 2016 году «Открытие» запросило у государства на санацию «Траста» еще 47 миллиардов рублей. Просьба мотивировалась тем, что «дыра» в капитале «Траста» выросла еще на 5%. Государство отказало.

К моменту своего краха  летом 2017 года, «Открытие» стало крупнейшим частным банком в стране. 4 июля Национальное рейтинговое агентство АКРА присвоило банку низкий рейтинг надежности из-за большого количества проблемных кредитов, кредитование «своих» и привлечение холдингом «Открытие» денег собственного банка, чтобы вкладываться в рискованные активы. Главной ошибкой финансового холдинга «Открытие» считается приобретение крупнейшей страховой компании «Росгосстрах» в 2016 году, которая к моменту покупки оказалась в плачевном состоянии. За три летних месяца 2017 года их  банка «Открытие» утекли сотни миллиардов рублей корпоративных и частных клиентов.

Практически сразу после получения низкого рейтинга «Открытию» стало резко не хватать денег. Экстренно закачивать ликвидность в банк пришлось Центробанку.  29 августа было объявлено о ввдении в банк «Открытие» временной администрации ЦБ, переходе банковской группы под контроль регулятора и начале процедуры финансового оздоровления через новый Фонд консолидации банковского сектора.

Уходят не тогда, когда уходятСовсем иначе это происходит. Каким-то утром, праздничным иль будним, он встанет – и умыться не забудет. И зубы щеткой жесткою почистит. И вентилятор сломанный починит. Прикинет – как идет футбольный счет? И поймет – этот футбольный клуб уже не мой, не «Открытьевский». Генеральное спонсорство «Спартака» уже принадлежит Центробанку.

«Я не очень бы хотел умереть за рабочим столом»

«Я считаю, что в любой стране мира надо быть готовым к продаже бизнеса, и мы в этом случае не уникальны, — говорил Вадим Беляев в интервью «Ведомостям» в 2011 году. — Дело вообще не в стране, а в подходе к ведению бизнеса. Для меня бизнес — это реализация возможностей, которые могут появляться, а затем исчезать, и умение быстро реагировать на изменения, которые бывают как позитивными, так и негативными».

Беляев всегда утверждал, что бизнес – это самое интересное, чем ему когда-либо приходилось заниматься

Беляев всегда утверждал, что бизнес – это самое интересное, чем ему когда-либо приходилось заниматься. Что это не цель, а суть его жизни. «Я, с одной стороны, не очень хотел бы умереть за рабочим столом, но, возможно, это судьба», — отмечал он.

При этом Беляев сомневался, что сможет влюбиться во «что-то узкоспециализированное»: по его мнению, финансовый бизнес отличается от всех остальных, он наиболее всеохватывающий и гибкий. «Будучи финансистом, можно инвестировать в разведение лошадей или в кино, или в строительство домов», — говорил он.

«Кинобизнес очень близок к инвестиционному»

О кино были не просто слова. В 2009 году Вадим Беляев основал кинокомпанию Organic Films, которая выпустила известные фильмы «О чем говорят мужчины», «О чем говорят мужчины – 2» и «Шапито шоу». Первый фильм, как говорил сам Беляев, заработал порядка 1 млн долларов. «Мне всегда казалось, что кинобизнес очень близок к инвестиционному, — отмечал он. — Там короткая выручка, и многое можно посчитать и спрогнозировать. Другое дело, что пока мало фильмов, в которые можно вкладываться. По моему мнению, на сегодня фильм с бюджетом больше 3 млн долларов в России не отбивается. А на западе же это огромная индустрия».

Одна из сцен фильма «О чем говорят мужчины» снималась в кабинете Беляева.

С кино Вадима Беляева связывает не только кинокомпания. Его второй супругой была яркая российская актриса Амалия Мордвинова(настоящее имя Людмила Парыгина) , с которой он познакомился в гостях у друзей. Они сразу же понравились друг другу и в 2005 году поженились. Свадьба была скромной: Вадим и Амалия отказались от традиционных свадебных нарядов, толпы приглашенных гостей и помпезных развлечений. В браке родились трое детей: сын Герман и дочери Евангелина и Серафима. Однако семья распалась: Амалия была одержима идеей переезда в Индию, Вадим ее не поддерживал. В 2009 году они развелись, и Амалия с детьми уехали. В 2013 году они вернулись в Москву, а вскоре переехали в Нью-Йорк, где живет старшая дочь Амалии от предыдущего брака. За океаном Мордвинова написала книгу стихов «Концепция райского сада».

Как известно, он был спонсором группы «Несчастный случай», финансировал выпуск книг Михаила Жванецкого

Но не только кино увлекало Беляева — как известно, он был спонсором группы «Несчастный случай», финансировал выпуск книг Михаила Жванецкого.

«Единичная инвестиция»

В 2009 году Вадим Беляев осуществил еще одну важную «личную» покупку: он приобрел интернет-портал OpenSpace. «К бизнесу «Открытия» она не имеет отношения, — говорил он. – Это единичная инвестиция, игроком в медиа я быть не собираюсь. Я достаточно узкоспециализированный человек, и добиваюсь успеха только тогда, когда бью в одну точку. Финансовая область – это то, что мне интересно, и в чем, как мне кажется, я понимаю».

До июня 2012 года издание было посвящено культуре, потом стало общественно-политическим. На должность главного редактора пригласили бывшего главреда журнала «Коммерсант Власть» Максима Ковальского.

В декабре 2011 года «Открытие» организовало выступление Cirque de Soleil в Кремлевском дворце, перед началом шоу Беляев поднялся на сцену и призвал зрителей идти на Болотную площадь.

В январе 2012 года Беляев резко закрыл OpenSpace. О причинах он не говорил.

«Очень легко превратиться из пользователя благ в их раба»

Вадим Беляев всегда предпочитал разумный подход как к рабочему графику, так и к отдыху – но при этом уточнял, что никогда не мог заставить себя читать книги по менеджменту. «Голова у меня редко когда отключается, но с работы стараюсь уезжать не позже шести, — рассказывал он. – Это же все взаимосвязано – подчинишь себе 80 человек напрямую, будешь сидеть 20 часов на работе, проходил – знаю».

Путешествовать Беляев любит, по его собственному признанию, «когда силы есть»

Путешествовать Беляев любит, по его собственному признанию, «когда силы есть». С удовольствием вспоминал двухнедельный отдых на Мальдивах, когда каждый день играл в теннис, плавал с аквалангом, спал и читал. «При такой насыщенной жизни нужны растительные передышки, когда никто не капает на мозги, и никому ничего не должен, — говорил он. – А потом можно и поехать попутешествовать».

У него, как и у многих других состоятельных людей, спрашивали – действительно ли они из-за ритма жизни не успевают пользоваться всеми благами, которые могут себе позволить. «Очень легко превратиться из пользователя благ в их раба. Поэтому нужно себя ограничивать. А вообще это твой выбор – захочешь, будешь успевать все», — отвечал Беляев.

«Бонд. Джеймс Бонд»

«Мой любимый образ – из «Людей в черном», — так ответил Вадим Беляев на вопрос одного модного журнала о выбираемом стиле. – Он открывает шкаф, а там одинаковые костюмы, ботинки, рубашки. Идеально. Я не люблю выбирать одежду, люблю, чтобы было удобно».

Стремление к удобству, осторожности и скрытности, вероятно, свойственно Беляеву. Это подметило издание «Медуза» в публикации, посвященной краху «Открытия»: в январе 2015 года в Нью-Йорке в отеле Marriott должна была состояться встреча владельца банка «Траст» Ильи Юрова и Вадима Беляева. Предмет встречи – завершение долгой истории продажи «Траста» и получение Юровым аванса в 10 миллионов долларов.

Понимаешь, в России лучше по телефону не говорить. Письмами обмениваться тоже не стоит

В лобби отеля выяснилось, что на имя Вадима Беляева брони переговорной комнаты нет: как выяснилось, тот забронировал помещение на имя «Джеймс Бонд». Как писала «Медуза» со ссылкой на Юрова, Беляев вел себя на встрече вполне «по-шпионски»: он объяснял, что не хочет «светиться» в сделке и что деньги должен заплатить его товарищ, владевший в «Открытии» миноритарной долей. «Понимаешь, в России лучше по телефону не говорить. Письмами обмениваться тоже не стоит», — так передало издание слова Беляева.

Небо в алмазах

В октябре газета «Коммерсант» со ссылкой на источники сообщила, что Банк России введет запрет на занятие банковской деятельностью сроком на пять лет в отношении более 120 акционеров и топ-менеджеров банка «ФК Открытие», санацией которого регулятор занимается с 29 августа 2017 года. В черный список ЦБ попадут бенефициары, члены наблюдательного совета и правления, главный бухгалтер и его заместитель, руководители и главбухи региональных филиалов «ФК Открытие».

Буквально несколькими днями позднее стало известно, что Вадим Беляев стал генеральным директором компании «Открытие Промышленные инвестиции», входящую в структуру «Открытие Холдинга». Эта компания занимается инвестициями в промышленные объекты. Один из крупных активов – алмазодобывающая компания «Архангельскгеолдобыча». Холдинг указывал эту компанию у себя на сайте как единственный крупный нефинансовый бизнес.

Многие банкиры говорят, что, занявшись санацией «Открытия» (по предварительной оценке зампреда ЦБ Василия Поздышева агентству «Рейтер», на докапитализацию группы «Открытие может потребоваться 250-400 млрд рублей) российское государство берет на себя часть вины за потакание агрессивной финансовой экспансии Беляева. «Он отличный трейдер, — сказал один из олигархов. – Но он абсолютно ничего не знает о банкинге».

 

При подготовке материала использовались публикации изданий «Ведомости», «Форбс», РБК, «Рейтер», «Медуза», Finpaty, «Сноб», Дни.ру.

Оценить:



19



12

Без рубрики
.