Даже те шаги, которые предпринимает правительство, очень избирательны и не всегда срабатывают
«Почему мы отстаем в технологиях? Конечно же, в технологиях больше рисков, чем в обычном бизнесе. У нас в обычном бизнесе большие риски, а в технологическом предпринимательстве рисков еще больше: короткий горизонт планирования и ряд обстоятельств, в том числе состояние финансового рынка. Зарегулированность экономической деятельности, чрезмерное давление сегодня осуществляют контрольно-надзорные и правоохранительные органы.
Даже те шаги, которые предпринимает правительство, создавая фонды инновационного развития, поддержки, — очень избирательны и не всегда срабатывают.
В результате мы встали перед проблемой технологического отставания России от мира. Причем, это самый серьезный, на мой взгляд, вызов, который перед нами стоит на ближайшие 10–15 лет. Это означает сжатие нашего экономического потенциала, снижение уровня жизни граждан, потому что мы будем терять рынки и не будем участвовать в новых рынках».
Отстать навсегда
«За 10 лет практически сменилась первая десятка самых капитализированных компаний мира. Оттуда ушли нефтяные компании, осталась одна. Ушли банки — остался один банк. И пришли информационно-технологические, фармацевтические и другие компании, которые занимаются современными технологиями.
У нас есть угроза уменьшения оборонного потенциала и угроза суверенитету страны, если мы не станем технологической державой. И я должен сказать, что даже военные эксперты в нашей группе сегодня утверждают: технологические вызовы [стоящие] перед Россией намного больше, чем геополитические и военные. Поэтому нам сюда нужно сместить основной фокус нашего интереса.
Ряд стран, к которым относится и Россия, технологически может отстать навсегда
Для России весьма высок риск утраты исторической перспективы вернуться в число мировых лидеров. В ведущих стратегиях и программах ряда стран, в числе которых Германия, Финляндия, Китай, Великобритания, Сингапур, в последние три-четыре года приняты программы технологических прорывов. В этих программах, кстати, говорится о том, что, скорее всего, многие страны, такие как США и Германия, в технологическом прорыве почти навсегда оторвутся от многих других государств. А ряд стран, к которым сегодня, к сожалению, относится и Россия, технологически может отстать навсегда. Масштаб и динамика развития технологий такова, что здесь сегодня нельзя стоять на месте. Соответственно, мы должны осознать это как самый главный вызов стране».
Как ему противостоять?
«Состояние институтов государственного управления, состояние государственных институтов, состояние предпринимательской среды, готовность к риску, готовность к инвестированию сегодня на таком уровне, который не позволяет нам решать те задачи, о которых я говорил. Значит, мы должны настроить у себя те реформы, которые позволят нам перейти к новому качеству решения этих задач.
Мы — государствоцентричная экономика. Мы все-таки во многом начинаем с государства. У нас государство над всем стоит, над всем пока довлеет. Поэтому мы должны начать реформы с государства, и прежде всего с реформы государственного управления.
Изменения должны быть намного быстрее. В десятки раз быстрее
Нам нужна современная система управления изменениями. Мир меняется, и мы должны меняться так же быстро. Мы не можем рассматривать некоторые предложения по улучшению нашей работы — будь то в исполнительной власти или в законодательной — месяцами, годами. Это должно сжаться до месяцев, недель и часов. Я не оговорился — часов.
Изменения, которые мы должны сегодня в своей системе проводить, и совершенствовать эту систему, должны быть намного быстрее. В десятки раз быстрее.
У нас большие проблемы с набором кадров и их компетенциями. Некомпетентные кадры, не обладающие современными технологиями, не могут принимать такие решения. Поэтому обучение, подбор, подготовка специалистов должны быть поставлены на уровень государственной системы.
Мы часто говорим об оптимизации процессов. Мы должны разделить нашу деятельность на процессы, и проектный офис правительства — это первый шаг. Я бы сказал, что это 10% пока выполненных задач по управлению изменениями. Пока это еще робкий шаг, это просто мизер по сравнению с тем, что нужно сделать в наших изменениях.
Но мы должны начинать вместе, а не дожидаться лет пять-десять, когда мы увидим результат того, что догнать будет уже невозможно
И наконец, необходимо создание государства как платформы с форсированной цифровизацией всех процессов и внедрением новых моделей управления.
То, что я говорю, это я не придумываю, я не предлагаю делать то, что еще неизвестно. Ряд стран этот процесс начал. Но мы должны начинать вместе, а не дожидаться лет пять-десять, когда мы увидим уже результат того, что догнать будет уже невозможно.
И здесь в первую очередь важно создание государственных сервисов на базе развивающихся информационных технологий. У нас 390 информационных систем в органах власти. За последние годы на это потрачены сотни миллиардов. Но мы не создали эффективную систему обмена данными даже между нашими ведомствами!
Мы должны создать новую качественную систему работы с нашим бизнесом
И о больших данных. Сегодня мы говорили о надзорно-контрольной деятельности. Приходят проверяющие — предприятие останавливается. У нас даже есть обзоры и исследования, которые говорят: если проверка приходит на предприятие, то, значит, в этом году предприятие покажет меньший результат. Переход к большим данным и анализу деятельности без входа на предприятие должны стать основной задачей. Профилактика, предупреждение предприятия о том, что у него начинаются проблемы, должны стать основной деятельностью контрольно-надзорных органов. Мы должны создать новую качественную систему работы с нашим бизнесом».
Оценить:
19
0
Без рубрики