Как избежать попадания в черный список «отказников», если, например, получил наследство и хочешь положить его на уже открытый счет в банке переводом? Что сделать, если ждешь крупную сумму от контрагента? В этой ситуации юристы советуют: чтобы не нарваться на блокировку, хорошо бы уведомить банк о такой операции заранее.
Понятно, что если у тебя как клиента банка есть персональный менеджер, надо уведомить его. Но, как правило, у малого бизнеса таких менеджеров нет. Как поступить, если банк для тебя – лишь окошко на компьютере или операционист в банке?
Снимаемый доход самого ИП не может быть более 50% от поступлений и 50% должны составлять расходы. «С моей точки зрения, такой совет про расходы – это лихо, так как не у всякого ИП столько расходов
Сегодня, когда блокировка счетов массово затронула многие компании, добросовестный бизнес пытается защитить свои доходы и расходы. Как поступают в такой ситуации предприниматели? Они идут на диалог с банком, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры» Кира Гин. Она приводит такой пример. «Наш клиент, который хотел открыть счет в одном крупном банке для ИП, позвонил управляющему (он с ним знаком) и сообщил, что хочет открыть счет и использовать для снятия заработанных им средств. В связи с последними событиями по блокировке счетов он предусмотрительно спросил у управляющего: как вести деятельность, чтобы банк не заблокировал счет по закону № 115-ФЗ». Управляющий дал ответ по существу. Во-первых, у ИП должны быть расходы, связанные с его деятельностью, согласно заявленным видам (по ОКВЭД). Во-вторых, по мнению этого банка, снимаемый доход самого ИП не может быть более 50% от поступлений и 50% должны составлять расходы. «С моей точки зрения, такой совет про расходы – это лихо, так как не у всякого ИП столько расходов. По опыту наших других клиентов, тех, кто обслуживается в маленьких банках, такого требования там нет», – отмечает Кира Гин. В-третьих, ИП не должен оказывать информационные, маркетинговые и юридические услуги, ибо такие услуги есть в черном списке ЦБ. Поэтому такое предприятие сразу привлечет ненужное внимание банка.
Разговор с управляющим точно лишним не будет. Обычно люди из банка рады возможности лично познакомиться с клиентом. Это для них тоже возможность понять, что за клиент и какие услуги ему еще можно предложить
Такой разговор с управляющим дал клиенту юридической фирмы Киры Гин много информации для размышления. Если предприниматель открывает счет, ждет крупную сумму денег или предполагается расход больших средств, то будет нелишним заранее войти в диалог с банком, чтобы узнать, как конкретный банк понимает требования закона № 115-ФЗ и как оценивает планируемую предпринимателем денежную операцию. В такой ситуации разговор с управляющим точно лишним не будет. Обычно люди из банка рады возможности лично познакомиться с клиентом. Это для них тоже возможность понять, что за клиент и какие услуги ему еще можно предложить. Если банк небольшой, можно поговорить с вице-президентом или заместителем председателя правления, уточнив у операциониста, кто в банке занимается общением с клиентами, считает Кира Гин.
Юрист вспоминает и такой случай: у другого клиента были счета в Сбербанке как у ИП, он поговорил с управляющим отделением о требованиях закона № 115-ФЗ. Выяснилось, что в этом отделении Сбербанка существует требование: наличные до перевода на личную карту клиента со счета ИП должны полежать на банковском предпринимательском счете не менее двух недель. «Раздал ли указания ЦБ, что так можно и нужно делать банкам, – лично я сомневаюсь. Жаль, что никто не заставляет банковских служащих отвечать на вопросы такого типа: каким образом лежащие в течение двух недель в банке деньги снимают с предпринимателя подозрения в террористической деятельности, которой он никогда не занимался и которая никем не доказана?» – задает вопрос юрист.
Как рассказали Bankir.Ru в одном из банков, там памятен такой случай. У банка есть клиент, компания, занимающаяся сбором и реализацией металлолома – деятельностью, которая сама по себе не очень любима кредитными организациями. При этом клиент – нормальный, живой, и сотрудники банка даже выезжали на склады этого металлолома – фирма работает, а не просто существует на бумаге. И вот однажды от нее приходит платеж, в поле которого значится: «Оплата за яблоки». По-хорошему, такую операцию надо блокировать и принуждать клиента уйти из банка. Ведь эта операция явно противоречит сути работы компании. Но менеджер банка позвонил клиенту и поинтересовался – что за странный платеж? Ему ответили, что компания вывозила металлоизделия в Белоруссию. Обратно машины шли порожняком, потому и прихватили по дороге яблоки. В Москве их продали оптом – вот на счет и капнули деньги за яблоки. «Вот о таком нестандартном платеже и надо предупреждать банк заранее», – поясняют в данном банке.
Но во многих необанках, которые живут в концепции полностью удаленной работы с клиентом, встреча и беседа человека, желающего открыть счет, и сотрудника банка происходит всего один раз – в момент открытия счета. Как уведомлять такие банки?
Если вы ждете крупную сумму, всегда лучше предоставлять банку доказательства чистоты операции заранее – особенно, если расчет происходит в валюте, считает ведущий аналитик Markswebb по исследованиям банковского онлайн-обслуживания малого бизнеса Денис Затягов. Самый простой и быстрый способ сделать это – онлайн, сейчас соответствующий функционал реализован во всех крупных банках.
В самых технологичных интернет-банках уведомить банк о сделке и загрузить соответствующие документы (скан-копию или фотографию контракта) можно в чат
В самых технологичных интернет-банках уведомить банк о сделке и загрузить соответствующие документы (скан-копию или фотографию контракта) можно в чат: эта опция реализована в ВТБ24 Lite, Модульбанке, СКБ-Банке (SKB-Online), Совкомбанке (Чат-банк), Тинькофф Банке и банке «Точка».
Правда, большинство банков все еще реализуют этот функционал через интерфейс писем, встроенный в авторизованную зону интернет-банка, поясняет Затягов.
Уведомить банк о сделке письмом можно в интернет-банках таких банков, как «Авангард», АТБ, Альфа-Банк, банк «ФК Открытие», «Санкт-Петербург», «Уралсиб», Бинбанк, ВТБ, ВТБ 24 (БКО), Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Росбанк, Сбербанк и УБРиР.
Тут еще есть важный момент: у некоторых банков доступны два интернет-банка, они равнозначны, и клиент может пользоваться любым, отмечает Денис Затягов. Почти всегда они различаются по набору функций. Применительно к отправке уведомлений о крупной сделке разница есть только у интернет-банков ВТБ 24: версия Lite позволяет отправить документы в чат, а БКО – только письмо из авторизованной зоны. Во всех остальных банках эта функция в обоих интернет-банках реализована одинаково – либо письмо, либо чат.
Также Денис Затягов оговаривается, что все приведенные им примеры касаются только банков, которые участвовали в исследовании Business Internet Banking Rank 2017, проведенном агентством Markswebb.
Короче говоря, клиент, который ищет способ пообщаться с банком, чтобы предупредить о нестандартной проводке, способ найдет. Главное – не лениться.
Оценить:
20
39
Без рубрики